«МИШЕНЬ» - Межкультурное образование

«МИШЕНЬ» Цель
Оценить эффективность различных аспектов занятия.
Количество участников
Оптимально 15—25 человек.
Материалы
Плакат, на котором нарисована мишень с названиями аспектов для оценивания на определенных секторах мишени.

Индивидуальные бланки формата А4 с изображением аналогичной мишени.

Маркеры.
Продолжительность
15 минут.
Ход работы
1. Педагог просит участников подвести итоги определенного этапа занятия, оценивая по десятибалльной шкале: атмосферу в группе, содержание занятия, свое эмоциональное состояние, методы работы. Предлагается на индивидуальной мишени проставить соответствующие точки: 10 — максимальная оценка данного аспекта (наилучший результат), 0 — минимальная оценка (наихудший результат).

2. Участникам предлагается отобразить свои индивидуальные оценки на плакате с изображением общей мишени.
Анализ
Анализ может не проводиться. Однако педагог может прокомментировать полученный общий результат или предложить участникам высказать свое мнение о создавшейся картине подведения итогов с помощью «Мишени».
Комментарий
Аспекты для оценивания могут быть различными по количеству и содержанию. Это зависит от заинтересованности педагога в получении определенной информации от участников и/или формировании общей картины оценки участниками различных аспектов занятия.

Эмоциональное состояние

 

Содержание

 



 

Методы работы

 

Атмосфера в группе
«МОЗАИКА» Цель
Стимулировать позитивную взаимозависимость учащихся.

Создать условия для развития индивидуальной ответственности.

Обеспечить кооперативность групповых усилий.

Помочь освоить содержание статьи.

Способствовать развитию коммуникативной культуры.
Количество участников
Оптимально 12—24 человека.
Материалы
Листы формата А4 с отпечатанными на них логически завершенными частями одной статьи (по количеству участников в группе). Количество экземпляров статьи, разбитой на части, соответствует количеству групп.

Ручки.
Продолжительность
1,5 часа.
Ход работы
1.    Участники объединяются в группы для работы над материалом статьи, которая разбита на части. Каждый член группы читает свою часть, становясь экспертом ее содержания, готовясь преподавать это содержание другим членам группы.

2.    Члены разных групп, которые изучали одну и ту же информацию, встречаются в группах экспертов для обсуждения своей части. В экспертных группах участники рецензируют содержание, чтобы установить, что из их части следует преподавать и как это сделать для наиболее эффективного усвоения материала другими участниками групп.

3.    Участники возвращаются в свои первоначальные группы и по очереди преподают коллегам по группе свой предмет. Члены группы полагаются друг на друга в воспроизведении каждым из них своей части материала и эффективной передаче информации.
Анализ
При организации обсуждения эмоциональное состояние, впечатления, трудности участников во время прохождения метода лучше обсуждать отдельно от содержания статьи. Примерный алгоритм рефлексивного анализа может быть следующим:

1.    Какие чувства испытывали участники на разных этапах работы?

2.    Возникает ли при завершении работы чувство удовлетворения результатом? Почему?

3.    Удалось ли всем членам группы в достаточной степени овладеть материалом?

4.    Как проходил процесс работы в основных группах? В группах экспертов?

5.    Какие трудности возникали на разных этапах? Какие варианты предлагались для их преодоления?

6.    Что можно было сделать по-другому, более эффективно?
Комментарий
Когда все члены группы завершили преподавание своей части и изучили части материала своих коллег, педагог может провести тестирование, попросить участников написать групповые отчеты по содержанию, провести устный опрос или обсуждение. Это может дать материал для оценки качества и результатов работы участников.

При подготовке метода необходимо предусмотреть, чтобы участникам хватало пространства при работе в группах. Желательно, чтобы группы имели возможность работать изолированно друг от друга.

Особое внимание следует уделить «переходам» участников из одних групп в другие, так как на этом этапе часто возникает путаница. Поэтому инструкции по смене групп должны быть максимально четкими.

Если методика проводится для педагогических работников, то можно также обсудить плюсы, минусы и возможности применения данного метода в их деятельности.
^ «МОЯ ИСТОРИЯ» Цель
Помочь участникам осознать влияние различных факторов (страны проживания, религии, культуры, семьи и т.п.) на жизнь человека.

Способствовать появлению интереса и симпатии к культуре других людей.

Развивать критическое отношение к истории своей страны.

Помочь участникам лучше узнать друг друга.
Количество участников
Любое (оптимально 15—25 человек).
Материалы
Большой лист бумаги, на котором в календарном порядке отмечены временные отрезки (в зависимости от ситуации — по 1 году, по 5 или 10 лет), начиная с даты рождения самого взрослого участника.

Скотч, маркеры, самоклеящиеся карточки (пост-иты).
Продолжительность
От 30 минут до 1 часа.
Ход работы
1.    Педагог просит каждого участника на протяжении 3—5 минут подумать и вспомнить три события большой общественной или государственной значимости, которые наложили значительный отпечаток на его (ее) жизнь. Эти события могут быть политическими, историческими, спортивными, музыкальными и т.д.

2.    Участникам предлагается наклеить по одной карточке со своим именем рядом с годом (датой) каждого из трех избранных событий.

3.    Затем педагог опрашивает у участников, почему они считают эти даты значимыми, что собой представляют упомянутые на календаре события и почему были избраны именно они. Отвечая на поставленные вопросы, участники могут высказываться либо поочередно по кругу, либо в соответствии с хронологией событий.
Анализ
1. Участникам предлагают высказаться, какие чувства они испытывают, увидев общую картину. Насколько они удивлены, обрадованы, разочарованы, шокированы при виде упомянутых дат и событий, и все ли из них им известны.

2. Затем педагог интересуется, какие у участников рождаются мысли, идеи, выводы, глядя на полученный календарь событий. Может быть, будет интересно обсудить, почему люди придают одним событиям большее значение, чем другим.

3. Педагог предлагает участникам обменяться мнениями по вопросу, удалось ли им узнать друг друга лучше, увидеть своих партнеров в несколько новом свете благодаря методу «Моя история».
Комментарий
Данный метод можно использовать практически в любой группе, но наиболее содержательно он проходит при работе с участниками старше 12 лет, что обусловливается способностью анализировать крупные общественно-исторические процессы и их значимость.

Если участники из одной местности, то этот метод поможет им понять, что даже если они живут на одной улице, они по-разному воспринимают одни и те же события. Интересно отметить также, что существуют события, которые отразились на большинстве участников, независимо от их происхождения, места рождения или учебы.

Если в группе есть представители разных культур, то этот метод может вызвать интерес к недавнему прошлому страны, к изучению взаимодействия культур, повысить уважение к верованиям и убеждениям других.

Метод «Моя история» может весьма эффективно использоваться для более тесного знакомства при работе как в только что созданных группах, так и в группах участников, хорошо знакомых между собой. Он позволяет участникам обменяться мнениями по вопросам, которые, скорее всего, редко ими обсуждаются, узнать друг о друге много нового.

8072322810316942.html
8072506215202679.html
8072651507611690.html
8072744004798634.html
8072857670282307.html