ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ДЛЯ АСПИРАНТОВ ПО ПЕДАГОГИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ - Методические указания по изучению дисциплины для...

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ДЛЯ АСПИРАНТОВ ПО ПЕДАГОГИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ - Методические указания по изучению дисциплины для...


^ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ДЛЯ АСПИРАНТОВ ПО ПЕДАГОГИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

 

Раздел I. Высшая школа и общество

1. Общественные требования к формированию специалиста в современной высшей школе

2. Зарождение и основные тенденции развития высшего педагогического образования в России и Беларуси (ХУП - начало XX вв.).

3. Система высшего образования России и Беларуси в период между первой и второй мировыми войнами.

4. Современные тенденции развития высшего образования в индустриально развитых странах.

5. Перспективы развития высшего педагогического образования в Республике Беларусь и странах СНГ.

6. Многоступенчатая система образования: сущность, структура и содержание.

7. Целеполагание в образовательных системах.

8. Непрерывное образование как социально-педагогическая проблема.

9. Концепция реформирования высшего образования в Республике Беларусь.

10. Проблема стандартов в образовании: состояние и пути их решения.

11. Проблема повышения качества высшего образования.

12. Студент как объект и субъект воспитания.

13. Характеристика современной студенческой молодежи как объекта и субъекта образования и воспитания.

14. Учебные заведения нового типа: поиски и решения.

15. Педагогика и просвещение в Белоруссии накануне 1917 года.

16. Роль белорусских педагогов-просветителей в воспитании национального самосознания обучающихся.

17. Развитие системы высшего образования в Беларуси

18. Педагогическое наследие ученых Белорусского государственного университета (по факультетам и кафедрам).

 

Раздел II. Учебная деятельность в высшей школе

19. Учение как познавательная деятельность студентов: содержание и технология.

20. Педагогические основы обучения студентов учебно-познавательной деятельности.

21. Процесс обучения студентов как целостная система.

22. Проблема формирования содержания вузовского образования.

23. Содержание высшего образования, пути и способы его постоянного обновления.

24. Дидактические средства обучения студентов в высшей школе.

25. Формирование учебной деятельности студентов.

26. Теория поэтапного (планомерного) формирования умственных действий и понятий как пример последовательного воплощения деятельностного подхода к обучению.

27. Сущностные характеристика преподавания как деятельности.

28. Деятельность преподавателя и студентов в различных видах деятельности.

29. Психолого-педагогические основы формирования

профессиональной направленности личности.

30.Формирование познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения.

31. Система принципов обучения студентов в дидактике высшей школы.

32. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе обучения.

33. Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения

34. Организационные формы обучения в вузе: история и современность.

35. Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе.

36. Педагогические основы организации семинарских и практических занятий в высшей школе.

37. Психолого-педагогические предпосылки повышения эффективности семинарских и практических занятий.

38. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов.

39. Педагогические условия эффективности научно-исследовательской работы студентов и тенденции ее развития.

40. Самостоятельная работа студентов: сущность и содержание.

41. Мотивационная основа самостоятельной познавательной деятельности студентов.

42. Современные методы обучения в вузе: функции методов и критерии их выбора.

43. Модульное обучение и принципы его организации.

44. Контроль в системе высшего образования: функции, виды, формы.

45. Рейтинговая система контроля учебно-познавательной деятельности студентов.

46. Проектирование процесса обучения студентов в вузе.

47. Зависимость результативности процесса обучения от условий его протекания.

48. Состав и структура научно обоснованного обучения студентов в вузе.

49. Педагогические основы организации познавательной деятельности студентов.

50. Методы и процедура организации познавательной деятельности студентов

51. Активные методы обучения в высшей школе.

52. Лекция в вузе и ее возможности как источника метода формирования специалиста»

53. Учебная игра как средство активизации познавательной деятельности студентов»

54. Факторы успешности учебы студентов в вузе.

55. Повышение эффективности учебного процесса в вузе на основе обратной связи.

56. Педагогические основы проведения семинарских и практических занятий в вузе.

57. Педагогические основы конструирования учебных игр.

58. Функции моделирования в процессе решения задач студентами.

59. Дидактические основы использования наглядности в обучении студентов.

60. Состав и классификация учебных задач, используемых в вузе.

61. Алгоритмизация процесса обучения студентов.

62. Дифференциация обучения студентов в вузе.

63. Проблема индивидуализации обучения студентов в вузе.

64. Развитие и совершенствование учебных умений и навыков студентов.

65. Формирование исследовательских умений у студентов в процессе обучения

66. Проблемно-поисковая деятельность студентов как средство развития их познавательной активности.

67. Поисковые задачи как средство развития познавательной активности студентов.

68. Саморегуляция познавательной деятельности студентов

69. Роль обобщенных интеллектуальных умений в саморегуляции познавательной деятельности студентов.

70. Самореализация студентов в процессе учебной деятельности

71. Формирование познавательного интереса у студентов в процессе обучения.

72. Активизация познавательной деятельности студентов во время лекции.

73. Формирование практических умений у студентов в процессе решения задач.

74. Пути повышения познавательной активности студентов в учебном процессе.

75. Воспитание у студентов ответственного отношения к учению.

76. Инновационные технологии обучения в вузе.

77. Педагогические основы организации научно-исследовательской работы студентов.

78. Преемственность в содержании образования в средней и высшей школе.

79. Преемственность в формировании общеучебных умений и навыков у школьников и студентов.

80. Преемственность в формировании познавательного интереса студентов в процессе обучения в вузе

81. Структурно-логический анализ преемственности в обучении школьников и студентов.

82. Логико-исторический анализ проблемы преемственности в обучении.

83. Преемственность в свете теории синергетики

84. Познавательный интерес как средство интеллектуального развития студентов,

85. Организация самостоятельной учебно-исследовательской деятельности студентов.

86. Совершенствование педагогического руководства НИРС.

87. Педагогические основы управления самообразованием студентов.

88. Интеграция естественно-научных (гуманитарных) дисциплин в вузе.

89. Формирование интереса у студентов к работе с ЭВМ.

90. Особенности учебно-познавательной деятельности с применением компьютера.

91. Дидактическая адаптация студентов к условиям обучения в вузе.

92. Педагогические основы использования технических средств обучения в вузе.

93. Дидактические требования к компьютерному учебному пособию.

94. Компьютерный учебник: структура, содержание, принципы составления.

95. Логико-исторический анализ проблемы оценки знаний, умений и навыков студентов в вузе.

96. Сущность, задачи и функции контроля учебно-воспитательной деятельности студентов вуза.

97. Педагогические основы организации контроля знаний, умений и навыков студентов.

98. Методика и техника контроля знаний, умений и навыков студентов в вузе.

99. Взаимосвязь оценки и самооценки учебно-познавательной деятельности студентов.

100. Формирование самоконтроля и самооценки учебно-познавательной деятельности студентов.

101. Рейтинговая система контроля и оценки знаний, умений и навыков студентов.

102. Разработка критериев оценки качества усвоения знаний, умений и навыков студентов.

103. Проблема учебника в зарубежной педагогике

104. Проблема учебника в отечественной педагогике

 

Раздел III. Социальная ситуация развития личности студента

105. Развитие личности студента как задача преемственности школы и вуза.

106. Психологические особенности студенческого возраста и проблема воспитания в высшей школе.

107. Адаптация студентов к условиям вуза и профессии.

108. Сравнительный анализ концептуальных моделей подготовки будущих специалистов в различных отечественных и зарубежных вузах.

109. Стратегия жизни и пути ее формирования в высшей школе.

110. Культура жизнетворчества как цель высшего образования.

111. Методика изучения индивидуальных особенностей студентов.

112. Методология и методика педагогического исследования.

113. Воспитание студентов в условиях обновления общества.

114. Проблема идеологического воспитания студентов в вузе.

115. Идеологическое воспитание молодежи как государственная задача.

116. Воспитательная система вуза: сущность, структура, пути совершенствования.

117. Педагогические проблемы патриотического воспитания студентов.

118. Гуманизация педагогического процесса в вузе.

119. Формы и методы воспитания студентов в вузе.

120. Нравственное воспитание студентов через учебный процесс, научную работу и внеаудиторную деятельность.

121. Теория свободного воспитания: история и современность.

122. Трудовое и профессиональное воспитание студентов в вузе.

123. Эстетическое воспитание специалиста в вузе.

124. Логико-исторический анализ проблемы студенческого самоуправления в истории педагогики и практике высшей школы.

125. Студенческое самоуправление в условиях обновления общества.

126. Воспитательная работа кафедры на курсе и в учебной группе (из опыта).

127. Педагогический менеджмент в вузе.

 

Раздел IV. Личность преподавателя вуза и проблемы педагогического мастерства

128. Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза. Характеристика педагогического мастерства.

129. Установки преподавателя и стили педагогического общения

130. Психолого-педагогические и социально-экономические предпосылки повышения эффективности деятельности преподавателя вуза.

131. Психолого-педагогические особенности деятельности преподавателя вуза при подготовке и чтении лекции, проведении семинаров и экзаменов.

 

^ Раздел V. Психолого-педагогические условия успешного руководства учебно-воспитательным процессом в вузе

132. Культурно-образовательная среда вуза: содержание образования, состав профессоров и преподавателей, традиции вуза.

133. Психолого-педагогические условия эффективной деятельности коллектива кафедры вуза.

134. Студенческое самоуправление и его роль в формировании культурно-образовательной среды вуза.

 

Раздел VI. Практические задания.

135. Разработать проект вуза нового типа.

136. Разработать план работы кафедры по руководству познавательной деятельностью студентов.

137. Разработать кроссворды по дидактике высшей школы (теории воспитания студентов)

138. Разработать рейтинговую систему контроля учебно-познавательной деятельности студентов.

139. Проанализировать учебные планы вуза по той или иной специальности и внести свои предложения по их совершенствованию.

140. Разработать систему задач по педагогике высшей школы (общие основы педагогики, дидактика, теория воспитания).

141. Подготовить компьютерный вариант общих основ педагогики высшей школы.

142. Подготовить компьютерный вариант дидактики высшей школы.

143. Подготовить компьютерный вариант теории воспитания в высшей школе.

144. Подготовить компьютерные презентации по общим проблемам педагогики высшей школы.

145. Подготовить компьютерные презентации по дидактике высшей школы.

146. Подготовить компьютерные презентации по теории воспитания в высшей школе.

147. Разработать тесты для проверки усвоения различных разделов курса педагогики высшей и средней школы.

148. Составление системы математических задач по различным разделам школьного курса математики.

149. Изучение педагогического наследия ведущих ученых Белорусского государственного университета.

150. История создания и развития кафедр в университете (на примере того или иного подразделения).

151. Проанализировать опыт организации воспитательной работы в университете.

152. Разработать программу спецкурса «Гуманизация учебно-воспитательного процесса в средней (высшей школе)».

153. Разработать программу курса «Педагогика высшей школы» для студентов технического (гуманитарного вуза).

154. Разработать программу курса «Технологизация педагогического процесса в высшей (средней) школе».

155. Разработать программу спецкурса «Педагогические технологии: сущность, содержание и конструирование».

156. Разработать программу спецкурса «Управление самореализацией студентов (школьников) в процессе обучения».

157. Разработать программу спецкурса «Основы педагогического менеджмента в высшей (средней) школе».

 

Дополнительные темы:

1. Стимулирование самопознания студентов как фактор гуманизации педагогического процесса

2. Проблема гуманизации обучения в педагогическом наследии В.Г. Белинского (других представителей российской и белорусской педагогической мысли)

3. Гуманитаризация естественно-математического образования в средней школе

4. Гуманитаризация естественно-математического образования в высшей школе

5. Система работы учителя по гуманитаризации школьного математического образования

6. Исторические экскурсы о жизни и деятельности математиков как средство гуманитаризации процесса обучения

7. Преемственность в системе непрерывного образования с позиций теории синергетики

8. Методологические основы преемственности в обучении школьников и студентов

9. Проблема преемственности в теории и истории педагогики

10. Преемственность как методологический принцип процесса обучения

11. Преемственность как общепедагогический принцип обучения и воспитания

12. Психологические основы преемственности в обучении школьников и студентов

13. Преемственность в содержании образования как условие эффективности педагогического процесса

14. Ценностное отношение к образованию как психолого-педагогическая проблема

15. Сущность ценностного отношения студентов к образованию

16. Модель формирования у студентов ценностного отношения к образованию

17. Педагогический процесс как фактор развития у студентов ценностного отношения к образованию

18. Педагогические условия формирования у студентов ценностного отношения к образованию

19. Основные тенденции применения компьютерных программ в обучении студентов естественно-математическим дисциплинам

20. Типы компьютерных программ и способы их использования в процессе обучения студентов естественнонаучным дисциплинам

21. Ценностные ориентации современного студента

22. Компьютерный учебник как средство повышения качества самостоятельной работы студентов

23. Структурные особенности построения компьютерного учебного пособия по гуманитарным дисциплинам

24. Принципы конструирования компьютерного учебника (учебного пособия)

25. Проблема качества подготовки специалиста в вузе.

26. Многоступенчатая система образования: взгляд через история и современные проблемы.

 
^  6 КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Вопросы к зачету


7735032726071770.html
7735093276257997.html
7735166969077703.html
7735232315327168.html
7735317496453296.html