Книга небесных дворцов «еврейская книга ехона»




ספד היכלות


СЕФЕР ХЕХАЛОТ —

КНИГА НЕБЕСНЫХ ДВОРЦОВ

(«ЕВРЕЙСКАЯ КНИГА ЕХОНА»)


«КНИГА НЕБЕСНЫХ ДВОРЦОВ»

В КОНТЕКСТЕ ЕВРЕЙСКОЙ

МИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ


I. «Книга небесных Дворцов»

и фигура Метатрона


Написанная на иврите «Книга небесных Двор­цов» — Сефер Хехалот (1 ) является одним из наиболее экспрессивных произведений еврейской мистики Меркавы — Божественной «Колесницы»-Престола — визионерского течения, восходящего, в ко­нечном счете, к первой главе книги пророка Иезекиила2. Большинство трактатов этого направления отно­сится к литературе Хехалот, т. е. небесных «Дворцов» («Палат»), через которые проходит визионер, и в седь­мом, в последнем из которых возвышается Трон Бо­жьей Славы 3. «Книга небесных Дворцов» известна также под наименованиями: «Главы (Учение) рабби Ишма"эла», «Книга Еноха, (записанная) рабби Ишма''элом, первосвященником» 4, «Еврейская книга Ено­ха» 5. X. Одеберг по совету Р. X. Чарльза предложил название «3 Енох»6. Последнее наименование связа­но с тем, что центральной фигурой рассматриваемого произведения — как и 1 («Эфиопского») Еноха и 2 («Славянского») Еноха — является праведник Енох (; Ханох), вознесенный на небеса7. Сам он пове­ствует в «Книге небесных Дворцов»:

«Когда Святой, будь Он Благословен, удалил меня от поколения Потопа, Он вознес меня на бурных крыльях Ше­хины на высшее небо и ввел меня в великие Дворцы на вы­соте тверди `Аравот, где находится Трон Славы Шехины и Меркавы, когорт гнева, воинств ярости, огненных шин`а-нимов, пламенных керувимов и горящих `офаннимов, огнен­ных слуг, вспыхивающих хашмаллимов и сверкающих серафимов. Он поставил меня там, чтобы служить (у) Тро­на Славы день за днем» (гл. 7).

«Когда Святой, будь Он Благословен, взял меня, чтобы служить Трону Славы, колесам (галгаллим) Меркавы и всем потребностям Шехины, тотчас моя плоть превратилась в пламя, мои мускулы — в яркий огонь, мои кости — в мож­жевеловые уголья, мои ресницы—во вспышки молнии, мои глазные яблоки — в огненные факелы, волосы на моей го­лове — в горячие (языки) пламени, мои конечности — в горящие огнем крылья, а мое тело — в ярко пылающее пла­мя» (15:1).


После этого небесного преображения Енох полу­чает имя Метатрон, т. е., вероятно, «(Стоящий) перед Троном» Господа 8. В ^ Вавилонском Талмуде это имя упоминается трижды (Санхедрин, 38b; Хагига, 15а; `Авода Зара, Зb). Как замечает Г. Шолем, «в наиболее важном из этих отрывков (Санхедрин, 38b)... имеется ссылка на традицию начала IV века, утверждающую, что Метатрон — это ангел, о котором сказано в книге Исхода (23:21): "Блюди себя пред лицем его (в ориги­нальном тексте имеется в виду Ангел, которого Гос­подь посылает пред израильтянами на пути из Египта в Землю Обетованную. —И. Т.)... ибо Имя Мое в нем". Это место становится понятным, когда мы обнаружи­ваем в 10-й главе... Апокалипсиса Авраама9, что такое толкование относится к Ангелу Йахоэлу 10 (Йаоэлу), глаголющему Аврааму: "Я наречен Йахоэлом... сила 11, благодаря несказуемому Имени, пребывает во мне". То, что имя Йалгоэл заключает в себе Имя Бога, очевидно. "Йахо" — это сокращенная форма Тетраг-рамматона Йод-Хе-Вав-Хе, особенно часто встреча­ющаяся в текстах, проникнутых духом иудео-эллини-стического синкретизма. Йахоэл упоминается в еврей­ской гностической литературе как "Малый Йахо" — обозначение, проникшее уже во II столетии в нееврей­скую гностическую литературу, но также сохраненное мистиками Меркавы как возвышеннейшее прозвище Метатрона, прозвище, в представлении непосвящен­ных граничащее со святотатством. Также предполо­жение, высказанное в упомянутом отрывке из Талму­да, о том, что стих (Исх. 24:1) "Взойди к Господу (Йод-Хе-Вав-Хе)" подразумевает Метатрона, содержит завуалированное признание последнего "Малым Йа-хо", которым он открыто провозглашается в поздней­ших текстах» 12. В «Книге небесных Дворцов» (12:1) Метатрон говорит о том, что Бог возложил на него венец царства и дал ему «имя "Малый YHWH" пред всей Своей свитой (; букв. "семейством" (лат.). — И. Т.) в выси, как написано: "Мое Имя в нем" (Исх. 23:21)» 13.


II. Основное содержание


«Книга небесных Дворцов» представляет собой изложение слов Архангела Метатрона о небесных ре­алиях, изреченных известному палестинскому законоучителю и ученому рабби Ишма"элу во время путе­шествия последнего на небеса. Известно, что истори­ческий рабби Ишма"эл бен-'Элиша' умер незадолго до начала Второй Иудейской войны против Рима (132—135 гг. н. э.). Согласно Вавилонскому Талмуду (трактат Гиттин, 58а), он был ребенком, когда римля­не разрушили Иерусалимский Храм (70 г. н. э.). Раб­би Ишма"эл происходил из священнического рода {Вавилонский Талмуд, трактаты Кетпувим, 105b и Хул-лин, 49а; Тосефта` , трактат Халла 1:10; ср. Берахот, 7а) 14. Этот рабби выступает в качестве рассказчика и в ряде других произведений мистики Меркавы (Хеха­лот Раббати, Ма'асе Меркава, Хехалот из генизы Каирской синагоги). Согласно «Книге небесных Двор­цов», на небесах рабби Ишма"эл был удостоен виде­ния Трона Славы Самого Господа Бога и Божествен­ной Колесницы — Меркавы, получал откровения от Архангела Метатрона; ему были явлены чудеса вышнего мира15 .


«Книга небесных Дворцов» может быть подраз­делена на четыре части 16:

1) Главы 1-2: Вознесение рабби Ишма"эла на не­беса. Господь Бог благосклонно принимает его и по­ручает Архангелу Метатрону — Своему вице-реген­ту — заботу о нем. Рабби удостоин присоединиться к рецитации ангелами, прислуживающими при Троне Славы, небесной Кедушши (Sanctus) 17.

2) Главы 3-16: Вознесение Еноха. Метатрон сооб­щает рабби Ишма"элу, что является никем иным, как Енохом, сыном Йареда (см. ^ Бытие 5:18—24), которого Бог взял на небо и сделал Своим вице-регентом, стоящим выше всех ангелов. Метатрон сообщает, как и почему он был взят на небеса, подробно рассказы­вает о стадиях постепенной трансформации своих души и тела из человеческих в ангельские, описывает свои отличительные признаки и функции, осуществ­ляемые им на небесах.

3)  Главы 17-40: ^ Небесное Семейство. Метатрон сообщает Ишма"элу об организации небесного мира, ангельской иерархии и деятельности небожителей, описывает судебное разбирательство на небесах и высший акт ангельской литургии—рецитацию небес­ной Кедушши.

4) Главы 41-48: Небесные видения Ишма"эла. Эти видения подразделяются на три категории: космоло­гические, эсхатологические, и психологические. (1) Рабби Ишма"элу были явлены космические бук­вы, которыми был сотворен мир, а также вселенские «противоположности», такие, например, как огонь и вода, баланс которых поддерживается силой Боже­ственных Имен. (2) Рабби Ишма"эл видит Занавесь (Паргод), висящую пред Ликом Бога; на этой Занаве­си представлен весь ход человеческой истории: от Ада­ма до прихода Мессии в Конце дней. Ишма"элу была явлена Десница Божия, которую Всевышний заложил назад, позади Трона Славы; в Установленный Срок Он распрямит ее для освобождения Израиля. (3) Ишма"-элу также были явлены: души праведников, которые блаженствуют в Присутствии Бога; души нечестивцев и людей, находящихся в промежуточном состоянии между праведностью и нечестием, пребывающие в Шеоле; души Патриархов, ходатайствующих за Изра­иль; души звезд; души ангелов, некорректно рецити­ровавших Кедушшу и посему изгнанных из Божествен­ного Присутствия и пребывающих в заточении за ог­ненными стенами.

В Приложении к «Книге небесных Дворцов» при­ведены переводы вариантных глав 15В, 22В, 22С, 48В, 48.С, 48D 18.


^ III. Время создания произведения


В XIX — первой четверти XX вв. было принято считать, что «Книга небесных Дворцов» создана в эпо­ху Га 'онов (VII—IX вв.) 19. Например, по мнению X. Греца, основные идеи, содержащиеся в мистичес­кой литературе, к кругу которой принадлежит «Еврей­ская книга Еноха» (в нашем обозначении: Сефер Хе-халот — «Книга небесных Дворцов»), не могли быть генерированы в талмудическую эпоху (и следователь­но, являются постталмудическими); они возникают лишь в IX веке под влиянием соответствующих идей ислама20. В частности, превознесение Еноха мисти­ками (ср., например, гл. 3-15) отражает, как полагает X. Грец, благосклонное к нему отношение в исламской традиции, где он идентифицируется с кораническим праведником Идрисом (сура 19.57/56-58/57; 21.85-86). Однако, кумранские рукописи енохического цикла, равно как и отдельные Гимны (см. ниже), с очевидно­стью девальвируют подобные суждения.

X. Одеберг полагал, что древнейший пласт мате­риала в «Еврейской книге Еноха» — 9:2-13:2, где Метатрон изображается как примордиальная фигу­ра, — может быть датирован временем не позднее I в. до н. э.21 Основная же часть текста, гл. 3-48А, была, по его мнению, отредактирована во второй половине III в. н. э. И даже гл. 1-2, 15В, 22ВС и 48ВС — все доисламского происхождения22. При этом X. Одеберг выдвигает следующие аргументы23. 1) Ссылка в 26:12 на Сомма'эла, князя Рима, и Дубби'эла, князя Персии, свидетельствует о доисламском происхождении про­изведения, когда Римская империя и Персия (Парфян­ское царство) являлись основными центрами силы в мире, делили мир между собой. 2) Миролюбивая по­зиция «Еврейской книги Еноха» по отношению к язы­ческим народам предполагает период в целом благо­приятных взаимоотношений евреев с властями стра­ны проживания, что, например, имело место в находившейся под властью сасанидской Персии Ва­вилонии в III—IV вв. 3) Сопоставление текста данной книги с пассажем трактата Хагига 11b—16а (Вавилон­ский Талмуд) говорит о том, что она не могла быть создана позднее данного талмудического текста. 4) Язык произведения «наиболее близок к ранним аггадическим речениям Вавилонского Талмуда, или в целом к языку речений, приписываемых таннаитским учителям и ранним амораим». 5) Более простая и крат­кая форма Кедушши, приводимой в «Еврейской книге Еноха», по сравнению с формулами, зафиксирован­ными в Гемаре' Вавилонского Талмуда, а также от­сутствие видимых ассоциаций с молитвой 'Амида (другое наименование — Шемоне 'Эсре), свидетель­ствуют в пользу датировки данной книги раннеталмудическим временем. 6) Упоминание в «Еврейской кни­ге Еноха» о Мессии, сыне Иосифа — предтече побе­доносного Мессии, сына Давида (45:5) — вероятно, позволяет рассматривать время правления римского императора Адриана (76—138 гг. н. э.), подавившего с помощью своего лучшего полководца Юлия Севера восстание иудеев, возглавлявшихся Шим'оном Бар-Кохбой' (132—135 гг. н. э.)24, как terminus post quern создания данного произведения25. 7) Упоминание о предсуществовании души в гл. 43 26 позволяет допус­тить, что данный раздел мог быть создан немногим ранее начала III в. н. э., когда, по мнению Биллербека, эта идея впервые проникает в раввинистический иуда­изм 27.28 8) Сравнительный анализ «Еврейской книги Еноха» и других текстов мистики Меркавы, по мне­нию X. Одеберга, свидетельствует о том, что данная книга является одним из наиболее ранних произведе-ний среди них, в частности она старше текста Хеха­лот Раббати, что говорит в пользу его датировки талмудическим периодом29.

Г. Г. Шолем датирует «Еврейскую книгу Еноха» V— VI вв. н. э.30 В отличие от X. Одеберга, он полагает, что она моложе ряда текстов Меркавы (в частности, Хехалот Зутарти и Хехалот Раббати), о чем, кроме прочего, свидетельствует тот факт, что в ней некор­ректно интерпретируются некоторые ранние мисти­ческие традиции. Например, одним из характерных обозначений Метатрона было На'ар. Первоначаль­но этот термин употреблялся в значении «Слуга», «Служитель» и относился к Метатрону как к Перво­священнику небесного Храма (Скинии). Однако в «Еврейской книге Еноха», гл. 4 это наименование ис­пользуется в значении «Юный»: Метатрон — это воз­несенный на небеса Енох, и, следовательно, он ока­зывается младшим по возрасту среди ангелов-князей

(4:10).

П. Александер, также датирующий «Еврейскую книгу Еноха» V—VI вв. н. э.31, рассуждает следую­щим образом. 1) Книга едва ли могла быть написана позднее X в., так как из сочинений Са'адии Га'она, Шериры и Хайя, а также произведений караимских авторов Йа'куба аль-Киркисани и Салмона бен-Йе-рухима явствует, что литература Меркавы в это время уже была широко распространена среди раббанитов и рассматривалась как очень древняя и авторитетная. Особый интерес, по мнению П. Александера, пред­ставляет тот факт, что Йа'куб аль-Киркисани знал краткую версию рассказа о вознесении Еноха на не­беса, содержащуюся в некоторых рецензиях `Аль­фа? бета` дерабби 'Акива' («Алфавит рабби 'Акивы'») и «Еврейской книги Еноха», 48С. Эта версия, вероят­но, представляет собой резюме пространной версии рассказа о вознесении Еноха, очень близкой к тексту «Еврейской книги Еноха», гл. 3-15. 2) Часть матери­ала рассматриваемой книги восходит, как считает П. Александер, к Вавилонскому Талмуду32, и, следо­вательно, его конечная редакция не могла иметь мес­то ранее V в. 3) Надписи на чашах для заклинаний из Ниппура (Вавилония; самая поздняя археологическая датировка — VII в. н. э.33) показывают, что многие представления о Метатроне и небесном мире, зафик­сированные в «Еврейской книге Еноха», были известны в кругах, занимающихся магической практикой, в VI—VII вв.

И. Гринфильд34 датирует «Еврейскую книгу Ено­ха» VI—VII вв. н. э. По мнению же И. Грюнвальда35, хотя это произведение, возможно, и возникло после VI в., оно содержит значительно более ранние мате­риалы, восходящие ко II—III вв. и даже более ранне­му периоду.

Особняком стоит концепция Ж. Т. Милика36, ко­торый полагает, что «Еврейская книга Еноха» не мог­ла возникнуть ранее IX—X веков, а его большая часть была создана между XII и XV вв. в Западной Европе. При этом он выдвигает следующие аргументы: 1) В «Еврейской книге Еноха» можно обнаружить заим­ствования из 2 (Славянского) Еноха, греческий ори­гинал которого, по мнению Ж. Милика, следует да­тировать IX или X в. 2) В надписях на чашах для зак­линаний из Вавилонии Метатрон еще не идентифицируется с Енохом; здесь нет и намека на существование представления о возведении Еноха в ранг Архангелов — одной из центральных идей «Ев­рейской книги Еноха». 3) Имя Метатрон следует про­изводить от латинского metator (через греч. ; см. примеч. 8). Этот термин вряд ли мог про­никнуть в еврейский или иудео-арамейский языки до V-VI вв. н. э. — времени, когда латинские термины, прежде всего административные и военные, стали заимствоваться в эти языки en bloc. 4) На «Еврейс­кую книгу Еноха» оказала влияние арабская герме­тическая традиция VIII-X вв. Арабские герметисты отождествляли Гермеса с Енохом; на чашах для заклинаний Енох также идентифицируется с Гермесом. Основываясь на этих традициях, автор или редактор «Еврейской книги Еноха» заключил, что Енох и Ме­татрон — это одно лицо. 5) Каббалистические докт­рины, в которых Метатрон-Епох фигурирует как «за­меститель» (lieutenant) Бога, появляются в Западной Европе не ранее XII в.37.


^ IV. Место создания


В «Книге небесных Дворцов», или «Еврейской кни­ге Еноха», можно, прежде всего, проследить две тра­диции — палестинскую и вавилонскую. Это произве­дение бесспорно основывается на палестинской апо­калиптической традиции, касающейся Еноха (см., например, кумранские тексты енохического цикла [1 Енох]). В одном из Палестинских Таргумов 38 — Таргуме Псевдо-Ионашана к Бытию 5:24 — Енох отождествляется с Метатроном 39. Отметим также, что обозначение Митатрон (вариантная форма от имени Метатрон) встречается как тайное имя Князя третьего неба в созданном в IV в. н. э. в Палестине мистичес-ком произведении Ре'уйот Йехезкэ'л («Видения Иезе-киила»).

Что касается вавилонских параллелей к «Книге небесных Дворцов», то указывают, прежде всего, на такие обозначения Метатрона на магических чашах из Вавилонии, как «Великий князь», «Великий князь Трона Бога», «Великий князь всего мира»; на одной из мандейских чаш упоминается «Метатрон... который служит перед Занавесом (Prgwd`)». Как отмечалось выше, ссылки на Метатрона встречаются и в Вавилон­ском Талмуде: трактатах Санхедрин, 38b; Хагига, 15а и 'Авода Зара, Зb40.


В Средние века мистические тексты Меркавы были известны в Европе и Северной Африке. Несколько тек­стов Меркавы были обнаружены в генизе Каирской синагоги 'Эзры' (Ре'уйот Йехезкэ'л, один из текстов Хехалот, фрагмент Ши'ур Кома, а также трактат Се­фер ха-Раззим). Известно, что в X в. Ши'ур Кома зна­ли евреи Феса в Марокко. Мистицизм Меркавы, веро­ятно, был известен в Италии уже в IX в. К X в. он ста­новится известен в Рейнской земле, в XIII в. — в Испании.


^ V. Еврейская мистическая традиция

и Книга небесных Дворцов — Сефер Хехалот


Еврейская мистическая традиция, прежде всего, связана с экстатическими небесными путешествиями и видениями пророков, мудрецов, посвященных, с суг­гестивным Знанием, открытым избранным. Ниже мы приведем ряд параллелей и возможных источников мистических небесных видений, описанных в «Книге небесных Дворцов» — Сефер Хехалот.


^ БИБЛЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ


Прежде всего, обратимся к небесным видениям пророка Иезекиила (первая треть VI в. до н. э.). В гл. 1 зафиксировано видение четырех небесных животных-хаййот, с четырьмя лицами и четырьмя крыльями у каждого, и колес-`офаннимов, шедших с ними.


«Над головами животных было подобие тверди (ракиа'), как вид изумительного кристалла» (1:22).

«А над твердью, которая над головами их, (было) подо­бие Трона по виду как бы из камня сапфира; а над подобием Трона было как бы подобие Человека ()4l вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл (хаш-мал)42, как бы вид огня внутри его вокруг; от вида чресл Его и выше и от вида чресл Его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние (было) вокруг Него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это си­яние кругом» (1:26-28).


В тексте «Книги небесных Дворцов» встречаются реминисценции и аллюзии также и на другие пассажи из книги Иезекиила. Укажем, в частности, на тексты Иезекиила 3:12-14 и 8:1-4:


«И поднял меня Дух; и я слышал позади себя великий громовой голос: "Благословенна Слава Господа от места своего!" И также шум крыльев животных, соприкасающих­ся одно к другому, и стук колес подле них, и звук сильного грома. И дух поднял меня, и взял меня. И шел я в огорче­нии, с встревоженным духом; и рука Господа была крепко на мне».

«И было... я сидел в доме своем, и старейшины иудейс­кие сидели предо мной, и снизошла на меня там рука Гос­пода Бога. И я увидел: и вот подобие <Мужа43>, как бы огненное, и от вида чресл Его и ниже — огонь, и от чресл Его и выше — как бы вид сияния (), как бы свет пламени () . И простер Он как бы руку и взял меня за волосы (; букв. "локон"; "хохол". —И. Т.) головы моей, и под­нял меня Дух между землею и небом, и принес меня в видениях Божиих в Иерусалим ко входу внутренних врат, обра­щенных к северу, где поставлен был идол ревности, возбуж­дающий ревность. И вот, там была Слава Бога Израиля, подобная той, какую я видел на поле» 44.


На «Книгу небесных дворцов» оказала также, оче­видно, влияние книга Даниила и, прежде всего, текст 7:9-14:


«Видел я (Даниил. — И. Т.) наконец, что поставлены были престолы, воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело как снег, и Волосы Главы Его—как чистая волна; Трон Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Ог­ненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и мириады мириад предстояли пред Ним; су­дьи сели и раскрылись книги. Видел я тогда, что за изрече­ние высокомерных слов, какие говорил рог45, зверь46 был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на со­жжение огню. И у прочих зверей47 отнята власть их, и про­должение жизни дано им только на время и на срок. Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий ( ), дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили ему; владыче­ство его — владычество вечное, которое не прейдет, и цар­ство Его не разрушится».


К тексту Даниила 4:14 восходят образы небесных Стражей и Святых, упоминаемых в «Книге небес­ных Дворцов».

Значительное влияние на «Книгу небесных Двор­цов» — ^ Сефер Хейхалот оказал текст гл. 6 книги про­рока Исайи:


«В год смерти царя 'Уззиййаху 48 видел я (Исайя. — И. Т.) Господа, сидящего на Троне высоком и возвышенном ("превознесенном". —И. Т.), и края риз Его наполняли весь Храм49. Вокруг Него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лик свой, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу и говорили: "Свят, Свят, Свят Господь воинств! Вся земля полна Славы Его!" И поколебались верхи врат от гла­са восклицающих, и дом наполнился курениями».


Упомянем также текст ^ Первой книги Царей 22:19 (см. также Вторую книгу Хроник 18:18), где пророк Михайеху, сын Имлы, передает свое видение небес­ного Совета следующим образом:


«Видел я Господа, сидящего на Троне Своем, и все во­инство небесное стояло при Нем, по Правую и по Левую Руку Его». (Ср. 2 Цар. 6:16-17.) 50


^ ФИГУРА ЕНОХА

В ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ.

ПЕРВАЯ И ВТОРАЯ КНИГИ ЕНОХА.

КНИГИ ЕНОХА В КУМРАНЕ


7724819722809915.html
7724934890333715.html
7724958258136835.html
7725092526662524.html
7725324615621377.html