Для подготовки к жизни в свободном обществе, которая состоит в умении быть ответственным за себя, за других, что во многом обеспечивается лидерскими качествами - страница 13

^ Техника активного восприятия
Стиль поведения, который помогает другому человеку говорить

Стиль поведения

Цель

Чтобы сделать это…

Примеры

Одобрения

1.Выражать интерес.

2. Поощрять другого человека, чтобы он продолжал рассказывать.

- не соглашайтесь, и не спорьте;

- используйте нейтральные слова;

- используйте разные интонации голоса

1. «Не мог бы ты еще что-нибудь рассказать?».

Разъяснение

Помочь себе понять, что сказано.

Получить больше информации

Помочь говорящим понять другую точку зрения


- задавайте вопросы;

- формулируйте не совсем точно Ваше понимание сказанного, чтобы заставить говорящего продолжать объяснения.

1. «Когда это случилось?»

Своя формулировка (переспрашивание)

1. Показать, что Вы слушаете и понимаете о чем идет речь.

2. Проверить Ваше понимание услышанного и Вашу интерпретацию.

-переспрашивайте по-своему сформулированные основные идеи и факты.

1. «То есть ты хотел бы, чтобы твой друг больше тебе доверял, не так ли?»

Отражение

1. Показать, что Вы понимаете, что чувствует другой человек.

2. Помочь человеку оценить его или ее собственные чувства, после того, как он/она услышит о них от кого-то еще.

- отразить основные чувства говорящего

1. «Ты кажешься очень расстроенным»

Подведение итогов

1. Показать наличие прогресса.

2. Свести вместе важные идеи и факты.

3. Создать базу для дальнейшего обсуждения.

- заново сформулируйте основные высказанные идеи, включая настроения

1. «Кажется это главная идея того, что ты говорил…?»

Утверждение (подтверждение)

1. Признать значимость другого человека

- признать ценность его идей и чувств;

- высказать высокую оценку его усилий и действий


1. «Я ценю твое желание разрешить эту проблему»



^ Как противостоять манипуляции


В подростковом возрасте ребятам часто приходится сталкиваться с манипуляцией: в отношениях с родителями, со сверстниками, в школе и даже в лагере. Боязнь потерять друзей, стать не таким , как все нередко приводит к тому, что они вынуждены делать многие вещи против своего желания. Уметь распознать манипуляцию, противостоять ей, сказать «нет» и не потерять друзей уметь должен не только лидер, но и каждый подросток. Статистика показывает, что начало употребления психоактивных веществ, курения начинается с неумения отказаться, и делается это часто за компанию.
^ Понятие “манипуляция”

Единого однозначного определения понятия “манипуляция” не существует. Определения различных авторов в чем-то схожи, а в чем-то нет, вот почему необходимо обратиться к исходному понятию слова “манипуляция”. Термин “манипуляция” обозначает сложные виды действий, выполняемых руками: управление рычагами, выполнение медицинских процедур, произвольное обращение с предметами и т.п., требующие мастерства и сноровки при исполнении. При рассмотрении метафорического аспекта этого термина, “манипуляция” понимается как стремление “прибрать к рукам”, “приручить” другого, “заарканить”, “поймать на крючок”, то есть попытка превратить человека в послушное орудие, как бы в марионетку.

Полная метафора психологической манипуляции содержит три важнейших признака:

Вот какие критерии исследователи используют для определения манипуляции: принуждение, контроль, управление, игра на слабостях, косвенное воздействие влияние, программирование мыслей намерений, скрыто неявно обман и прочие.

Можно предложить следующее определение:

Манипуляция - это вид психического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

Манипуляция - это скрытое управление собеседником против его воли.

Другими словами, манипуляция - это взаимодействие, в котором манипулятор присваивает себе право решать за адресата, что ему должно делать, о стремлении повлиять на его цели.


Одной из наиболее часто обсуждаемой тем, связанной с манипулятивным воздействием является тема оперирования информацией. Для достижения поставленной цели информацию можно: искажать, начиная с искажения фактов и заканчивая откровенной ложью (по-мнению Л. Вайткунене даже имидж - это специальным образом изготовленный образ, в котором “главное не то, что есть в реальности, а то, что мы хотим видеть, что нам нужно”), утаивать, выгодно порой сокрытие определенных тем или их частичное освещение, способ подачи играет немаловажную роль, например информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею воспользоваться, наконец момент подачи информации не менее важен: самый известный прием - показ в наиболее (наименее) удобное для телезрителей время. Еще один распространенный прием - подпороговая подача - иногда используемый в мирных целях (неуловимые слухом звуковые сигналы в системе обучения английскому языку Элоны Давыдовой), он может применяться и для искажения восприятия информации (смена музыкальной темы в фонограмме в момент, когда в дикторском тексте материал, на который необходимо обратить внимание аудитории).

Среди средств “аранжировки” психического воздействия интересным будет рассмотреть лингвистические приемы. Вот некоторые из них:

- “универсальные высказывания”, которые в принципе проверить не возможно, а потому они и не подлежат обсуждению, например “^ Все мальчишки дураки”, “На всякого подлеца довольно простоты” и пр.,

- неявное указание как бы общепризнанной нормы “Вы даже дверь за собой не закрыли” давит сильней, чем просто “Закрой дверь”,

- неопределенный референтный индекс “В школе считают...”, “Есть мнение...”, “Говорят, что...”, неопределенное они,

- двусмысленность “Будешь стараться, получишь свои конфеты” - затем можно сказать, что старания были недостаточны,

- ложная аналогия “Вольво - автомобиль для людей, которые мыслят” - как-будто все остальные автомобили изготовляются для глупых людей.

Фразы типа “ Как вы понимаете, я не могу этого сделать...”, “Другие родители разрешают...” ясно дают понять что говорящий пытается запустить в действие процесс манипуляции.

Как же уберечься от того, что называют манипуляцией, что по определению является скрытым и незаметным?

Психологическая защита - это употребление субъектом психологических средств устранения или ослабления ущерба, грозящего ему со стороны другого субъекта.

Анализ манипуляций показывает, что при всех различиях они имеют много общего, что и позволяет выстроить довольно надежную защиту от них. Осуществить ее можно по следующей блок-схеме:


Не показывайте слабостей

I

Осознайте, что вами манипулируют

I I

Пассивная защита Активная защита

I I

Расставьте точки над i Контрманипуляция


В основе манипуляции всегда лежит использование слабостей собеседника.

Все аферы строятся, как правило на использовании жадности людей. Желание легкого барыша так сильно, что парализует самую элементарную осторожность.

Еще одна человеческая слабость - любопытство, в частности, узнать свое будущее, судьбу. Эту слабость уже много веков успешно эксплуатировали гадалки, провидцы, хироманты и прочие.

Другая человеческая слабость - жажда острых ощущений. Реализуется в азартных играх, в рискованных поступках. Этой слабости подвержен в основном сильный пол. Желание произвести впечатление, покрасоваться также используется манипуляторами (Крылов “Ворона и лисица”).

Признаком манипуляции является чувство неудобства: Вам не хочется что-то делать, а приходится, иначе - неудобно, Вы будете “плохо выглядеть”.

Достаточно сказать себе: “Стоп, манипуляция!” или что-то в этом роде, но обязательно содержащее слово “манипуляция”. Именно оно действует отрезвляющее - Вы осознаете, что это игра с Вами, нарушение Вашей независимости, насилие над Вашей личностью.

^ Пассивная защита.

Ею рекомендуется воспользоваться, если Вы не знаете, что делать, как ответить манипулятору.

Не говорите ничего. Сделайте вид, что не расслышали, не поняли или вообще спросите о чем-то другом.

^ Активная защита.

Опыт показывает, что в большинстве случаев манипулятор отступает уже перед пассивной защитой. Ибо самое опасное в манипуляции - ее стремительность, неожиданность, когда у Вас нет времени сообразить, как выйти из положения. Повторение просьбы, во-первых, дает Вам время для ответа, во-вторых, выявляет истинный интерес манипулятора и сбивает заготовленное им распределение ролей. Но, конечно же, явно предпочтительнее активная защита.

Главное в этом - психологический настрой: не следует стесняться говорить то, что думаете.

Манипулятор обычно эксплуатирует наше желание выглядеть хорошо, поэтому не бойтесь показаться плохим.

Активная защита является встречным конфликтогеном, не уступающим, а то и превосходящим по силе действия манипулятора, По закону эскалации конфликтогенов последний ответ конфликтогеном еще более сильным, что в итоге приведет к открытому конфликту, в чем зависимая сторона не заинтересована.

Кроме случаев прямой зависимости есть еще и моральные тормоза, происходящие от воспитанности, привычки соблюдать определенные этические нормы, которые удерживают от всякого высказывания, могущего обидеть собеседника. Понятно, что воспитанному человеку труднее пойти на активные методы защиты от манипуляций.

В моменте психологической борьбы манипулятор имеет значительные преимущества - подготовка и внезапность. Не всякий мгновенно найдет лучший ход. Поэтому, даже если потенциальная жертва просто сделает паузу, или “не услышит” вопроса (пассивная защита), или вступит хоть в какие-то обсуждения находит достойный выход.

Смысл контрманипуляции - сделать вид, что не понимаешь, что тобой пытаются манипулировать, начать встречную игру и завершить ее внезапным вопросом, показывающим манипулятору Ваше психологическое преимущество.

Иногда, чувствуя, что Вами манипулируют, можно и поддаться манипулятору. Это целесообразно, когда ущерб от манипуляций меньший, чем ухудшения отношений с манипуляторами.

Или когда видишь, как другими действиями можно компенсировать свой проигрыш от манипуляции. Так нередко случается, например, во взаимоотношениях учащихся и учителей и вообще в ситуациях зависимости от манипулятора.

Шостром выделяет 4 типа манипулятивных систем.

1. Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов, его философия основана на том, чтобы главенствовать.

2. Пассивный манипулятор - противоположность активному. Он прикидывается беспомощным, глупым. Его цель - никогда не вызывать раздражения.

3. Соревнующийся манипулятор воспринимает жизнь, как постоянный турнир, бесконечную цепочку выигрываний и проигрываний. Однако цель его выигрывать любой ценой.

4. Безразличный манипулятор. Он играет в безразличие, индеферентность. Его цель уйти от конфликта. Он отвергает заботу в любом виде.

Еще одним компонентом теории Шострома является выделение двух типов личностей: манипулятор и актуализатор. По мнению Шострома основа жизни манипулятора - ложь, неосознанность, контроль и цинизм, в противовес актуализаторам, жизненными китами которых, являются - честность, осознанность, свобода и доверие.

Действия манипулятора проходят под знаком того, что его собственная недостаточность может быть преодолена путем борьбы с собой (“плохими” частями себя) и окружающими. Для него жизнь - это битва со своей стратегией и тактикой, приемами и играми, необходимыми для выживания. Проиграв ту или иную битву или битвочку, он чувствует, что потерял все. Актуализатор воспринимает жизнь как процесс роста; и те или иные свои поражения или неудачи воспринимает философски, спокойно, как временные трудности.


Существуют техники конструктивного сопротивления уговорам:

  1. Немедленно встаньте на свою позицию, не увиливайте и не придумывайте «уважительных» причин;

  2. Отказ начинайте всегда со слова «НЕТ»;

  3. Повторяйте свое «НЕТ» вновь и вновь без объяснения причин и без оправданий;

  4. Всегда следует повторять одну и ту же фразу отказа.

При усилении давления:

  1. Поменяйтесь местами и начните сами давить на противника: «Почему ты на меня давишь?»;

  2. Откажитесь продолжать разговор: «Я не хочу об этом больше говорить»;

  3. Предложите компромисс или альтернативный вариант.

Предложенный материал педагог-организатор, вожатый может использовать для организации дискуссий, круглых столов и просто разговоров с ребятами.


Используемая и рекомендуемая литература:


  1. АЮЛ-КАСК.Летний обмен. Твоя книга. – М.: АЮЛ, 1995, 58 с.

  2. Бедерханова В.П. Летний дом.- Краснодар, 1993, 64 с.;

  3. Возьмемся за руки, друзья! /Под.редакцией Панченко С.И. , Киреевой А.А. -ВДЦ «Орленок», 1996, 96с.;

  4. Кэнфилд Д., Сикконэ. 101 совет о том, как повысить самооценку и чувство ответственности у школьников.- М.: УРСС, 1997 – 360 с.

  5. Леванова Е. Готовясь работать с подростками. - М.: МПГУ , 1993, 152 с.;

  6. Лидер./ Под ред. Рожкова М.И.- М.:НПЦ Совета СПО-ФДО, 1992, 76 с.;

  7. Логвинов И.Н. Лидерство в учебных группах «Чернобыльского следа». Авт.на соискание уч.ст.к.психол.н. – Курск, 1996 , 22с.

  8. Молодежь России. Вестник Российского союза молодежи, Вып.1.- М.:ЦК РСМ, 1998;

  9. Программа «Региональное взаимодействие» / Под общей ред. А.Л. Малькова -.ВДЦ «Орленок» Л. «Штормовой», 1995,198 с.;

  10. Программы реабилитационной деятельности летних детских оздоровительных лагерей./Под ред. Г.В. Куприяновой, Л.Е. Сикорской. – М.: НИИ семьи, 1997. – 100 с.

  11. Роль и место «Орленка» в развитии личности современного подростка. – ВДЦ «Орленок» ,1995, 138 с.

  12. Семья Г.В., Боброва Т.В., Абидоков Ш.М. Как создать общественное объединение учащейся молодежи. - М.: СИМПС, 1998, 56 с.

  13. Сенченков Н.П. Творим, выдумываем, пробуем!- Смоленск, 1995, 107с.;

  14. Философия и педагогика каникул. Новые ценности образования. Сборник №8. /Под редакцией Крыловой Н.Б. –М: Инноватор, 1998, 218 с.;

  15. Чернышов А.С. , Белянский Ю.В., Лунев Ю.А. и др. Программа молодежных лидеров и социально-психологической помощи подросткам и юношам. – Курск, 1994, 54 с.

  16. Я и Мы. Программы СПО-ФДО.- М.: НПЦ СПО-ФДО, 1996, 94 с.;



7712920942491808.html
7713066926091094.html
7713156550993530.html
7713242247998080.html
7713357968640423.html