Ректора мгу имени М. В. Ломоносова, вице-президента ран академика В. А


Выступление

ректора МГУ имени М.В. Ломоносова,

вице-президента РАН

академика В.А. Садовничего

на XI съезде Евразийской ассоциации университетов

10 марта 2009 г.

(Астана, Евразийский национальный университет

имени М.В.Гумилева)


Глубокоуважаемый Нурсултан Абишевич!

Глубокоуважаемые коллеги!

Дорогие друзья!


XI съезд Евразийской ассоциации университетов начал свою работу.

Мы собрались в гостеприимной столице Казахстана – Астане, которая год от года становится всё краше. Мы рады успехам наших казахских друзей и приезжаем сюда как в родные места.

^ Глубокоуважаемые коллеги!


На съезде присутствует Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев. Разрешите от имени всех участников съезда сердечно поблагодарить Нурсултана Абишевича за внимание к работе нашей Ассоциации, за постоянную поддержку образования и науки.

Трудно переоценить вклад Президента Казахстана – Почётного доктора и Почётного профессора Московского университета Нурсултана Абишевича Назарбаева – в укрепление связей между университетами и развитие евразийского сотрудничества в целом. Пятнадцать лет назад в МГУ он выступил с идеей Евразийского Союза, которая, как показала жизнь, оказалась востребованной многими государствами региона. По инициативе Президента Назарбаева Евразийскому национальному университету присвоено имя Льва Николаевича Гумилёва, выдающегося историка-этнолога, автора теории о роли пассионарности в развитии этногенеза, внёсшего существенный вклад в научное обоснование идей евразийства.

Ещё в 1927 году известный учёный Николай Сергеевич Трубецкой, писал о том, что Евразия – это географическое, экономическое и историческое целое, и судьбы евразийских народов тесно переплетены друг с другом.

Идея евразийства принципиально отличается от идеи глобализации, которая расширяет масштабы коммуникации и создаёт единое мировое пространство, но при этом может подавлять и со временем разрушать национальное разнообразие. А это серьёзная угроза не только для отдельных наций и культур, но и для мировой системы в целом.

В отличие от такой перспективы, евразийство открывает путь к экономическому развитию, модернизации общества при сохранении культурной и национальной идентичности.

У евразийства богатый потенциал, который материализуется в разнообразных формах межгосударственной интеграции в экономике, политике, культуре, науке и образовании. Идеи евразийства как надёжной и плодотворной основы сотрудничества университетов в полной мере проявились в деятельности Евразийской ассоциации университетов, которая объединяет ныне 98 университетов, в том числе 43 ведущих университета стран СНГ.

Сегодняшняя система образования в каждом из наших государств значительно отличается от той, которая была двадцать лет назад, когда Ассоциация создавалась. Это естественно. Новые вызовы времени ставят новые задачи перед образованием. Эти задачи – во многом общие для всех стран. При их решении университеты должны активно сотрудничать и использовать опыт друг друга.

Современную экономику недаром называют экономикой знаний. Роль нематериального капитала в развитии общественного производства постоянно растёт.

С точки зрения общества, уровень образования сейчас определяет темпы развития экономики, а, с точки зрения отдельного человека – его социальный статус, величину его доходов и возможности карьерного роста.

В последнее время вопросы развития образования и, значит, судьбы университетов, приобретают совершенно новое звучание. О том, насколько эта проблема важна для общества, говорит тот факт, что обсуждается она не только профессионалами высшей школы, но и специалистами самых разных областей знания: экономистами и социологами, философами и политологами.

Процессы, происходящие сегодня, не новы для системы образования. На протяжении всей истории университетов происходит постоянная борьба двух противоречивых тенденций: стремления к расширению доступа к образованию, к его массовости – с одной стороны, и к глубине преподавания, элитарности – с другой.

Вплоть до относительно недавнего времени эти тенденции чередовались. А теперь они наложились друг на друга. Если раньше объём накопленных знаний, информации возрастал постепенно и постепенно обновлялись технологии, то сегодня наблюдается взрывной рост объёма информации. Он увеличивается ежегодно на несколько миллионов Тбайт (для сравнения – все книги в мире содержат порядка 10 Тбайт). Нынешний этап развития недаром называется «информационным обществом».

Новые информационные технологии, ставшие неотъемлемой частью нашей жизни, вносят существенные изменения в учебный процесс, в частности, во взаимодействие преподавателя и студента. Профессор теперь, в дополнение к лекционному курсу, может общаться через Интернет с каждым студентом индивидуально. А для молодёжи это сейчас излюбленный формат общения.

Ещё на одну проблему я хотел бы обратить внимание. Сегодня университет должен решать две разные задачи: отвечать на вызовы времени, т.е. быть инновационным, и в то же время сохранять своё классическое содержание, свою идентичность, немыслимую без фундаментальности образования. Обе эти задачи важны. Однако поиск истины стратегически более важен, чем оперативное реагирование на запросы рынка.

Полное подчинение сферы науки и образования рыночным механизмам чревато стратегическими потерями, которые в перспективе могут оказаться более ощутимыми, чем сегодняшняя выгода. Только фундаментальное образование позволяет готовить специалистов, способных выдвинуть и воспринять новые идеи, создать технологии и социальные механизмы завтрашнего дня.


В последнее время под влиянием глобализации происходят серьёзные изменения в отношении общества к образованию и науке. Не может не тревожить, что знание начинает рассматриваться исключительно как товар. Поиск истины постепенно вытесняется стремлением к немедленной экономической эффективности. В науке приоритет отдаётся прикладным исследованиям, результат которых можно продавать.

В учебных программах появляются и становятся очень популярными такие дисциплины, как менеджмент, маркетинг и другие, которые удовлетворяют спрос на практически полезное и экономически выгодное знание.

Качество учебных курсов и программ оценивается в денежном выражении и связано с их способностью к тиражированию, к широкой продаже.

Университет переходит на рыночные отношения со всеми участниками образовательного процесса. Преподаватель рассматривается как производитель образовательного товара, а студент, соответственно, как его потребитель, или клиент. Если деятельность университета – это бизнес, то вместо ректора требуется генеральный директор со своим бизнес-планом.

Американские исследователи называют такую модель высшего образования «академическим капитализмом».

В наших странах такая модель требует серьёзного изменения общественных ценностей и приоритетов.

Современные информационные технологии обеспечивают небывалые возможности для дистанционного образования. При этом существенно расширяется доступ к образовательным услугам без привлечения преподавательского состава. Появилось даже такое понятие, как «виртуальный университет».

Следует учитывать, однако, что далеко не все предметы можно преподавать дистанционно. Качество полученного таким способом образования всё-таки далеко от настоящего университетского. Да и наши прекрасные традиции окажутся в итоге разрушенными. А это неизбежно понизит уровень фундаментального образования.

^ Глубокоуважаемые коллеги!

В 2009 году Евразийская ассоциация университетов отмечает свой юбилей. 20 лет назад в Актовом зале МГУ состоялся Учредительный съезд Ассоциации университетов СССР. 21 университет из разных республик Советского Союза стал учредителем этой неправительственной общественной организации, объединившей классические университеты, обеспокоенные судьбой своих народов, будущим высшей школы. Вслед за образованием новых государств и соответствующими кардинальными изменениями на геополитической карте нашего континента, это объединение стало называться Евразийской ассоциацией университетов.

За двадцать лет своего существования Ассоциация стала важным инструментом координации деятельности университетов евразийского региона по развитию образования, сохранению и укреплению бесспорных достижений и внедрению необходимых инноваций. Это было тем более важно, что политическая и экономическая ситуация в странах Содружества довольно быстро и интенсивно менялась. Поэтому мы всегда ощущали необходимость в регулярном общении и заинтересованном обсуждении волнующих всех нас проблем. А таких проблем всегда было немало. Есть они и сейчас. Это, прежде всего, содержание образования, образовательные стандарты, связь образования с фундаментальной наукой, качество учебников, связь с работодателями и т.д.

Наши системы образования вышли из одной колыбели и имеют единый исторический корень. За годы реформирования системы образования в разных странах стали приобретать своё собственное лицо, отличное от других. Постепенно формируются национальные системы образования. Дело идёт к тому, что в скором времени придётся разрабатывать механизмы взаимного признания дипломов, что, конечно, усложнит экономическое, научное и гуманитарное сотрудничество.

В последнее время в Российской Федерации разработаны государственные образовательные стандарты третьего поколения. Учебно-методическое объединение классических университетов России выиграло конкурс на разработку стандартов по двадцати восьми направлениям подготовки. Некоторые учебно-методические советы, возглавляемые факультетами МГУ, привлекали к этому творческому процессу и экспертизе стандартов представителей зарубежных университетов: Азербайджана, Казахстана, Польши, Финляндии и Франции.

Предлагаю на нашем съезде договориться о проведении сравнительных исследований образовательных стандартов профессионального образования в странах СНГ в контексте мировых и европейских традиций, а также моделей управления качеством высшего образования и организации программ академической мобильности.

В случае положительного решения мы могли бы сегодня сформировать рабочие группы из представителей университетов стран-участниц, желающих поддержать это предложение, и дать им поручение.

В последние годы мы часто слышим о разных рейтингах университетов. К сожалению, они зачастую основываются на недостоверной информации и являются орудием недобросовестной конкуренции.

На днях были обнародованы результаты исследований, которые проводило одно известное российское рейтинговое агентство. Оно использовало критерии, которые объективно отражают самое главное в деятельности университетов – качество образования. Среди параметров, по которым оценивались университеты – и количество студентов, и учебные специальности, и содержание учебных планов, и квалификация преподавательских кадров, и индекс цитируемости учёных, и ряд других.

Очень важно, что все данные брались из официальных источников и метод их обработки может быть воспроизведён любым желающим. Только такой – научный – подход может обеспечить достоверность результатов. Только таким может быть настоящее соревнование, «по гамбургскому счёту».

В проведённом рейтинге участвовало большинство ведущих университетов мира. Московский университет занял пятое место. Многие университеты, входящие в нашу ассоциацию, поднялись на более высокие места, чем в западных рейтингах, и занимают теперь достойные позиции.

В отличие от других рейтингов, приведённых, например, в приложении к TIMES, в список пятисот лучших университетов мира вошли более 60 университетов стран СНГ. И это, на наш взгляд, более правильно отражает достижения наших высших школ, наших систем образования.

^ Глубокоуважаемые коллеги!

Сотрудничество университетов Евразийского пространства с самого начала органично дополнялось сотрудничеством профсоюзных организаций, которые создали, для усиления и расширения взаимодействия, свою Ассоциацию. Все эти годы мы действуем сообща, укрепляя связи между университетами по самым разным линиям. Евразийская ассоциация профсоюзов и сегодня принимает участие в работе нашего съезда.

У Евразийской ассоциации университетов есть ещё одно подкрепление – студенчество, которое также активно развивает сотрудничество в евразийском образовательном пространстве.

^ Дорогие друзья!

Разделённые государственными границами, мы крепко связаны тем, что не знает границ. Десятилетия общего прошлого, скреплённого общими радостями и общими бедами, стали исторической памятью – памятью сердца и ума, которая объединяет наши народы. Мы по-прежнему, когда встречаемся, говорим на одном – общем для нас и объединяющем нас – языке.

Без малого 20 лет наши университеты живут в новых государственных условиях. У каждой страны – свой путь развития, свои проблемы, свои отношения с соседями по карте мира. Однако есть немало факторов, которые связывают университеты евразийского региона в единое целое, объединённое общей целью, и делают Евразийскую ассоциацию университетов живой, нужной для всех нас организацией.

Наше сотрудничество, имеющее глубокие корни, в современных условиях расширяется и углубляется, прорастает новыми инициативами, даёт новые плоды.

Прежде всего хотел бы отметить такую относительно новую, но уже доказавшую свою жизнеспособность форму университетского сотрудничества в Евразийском регионе, как филиалы. У каждого филиала – свои отличительные особенности, свои проблемы и свои достижения.

Первым опытом стал Черноморский филиал Московского университета в Севастополе. Он размещён на месте Лазаревских казарм, там, где во время Крымской войны выпускник и профессор Московского университета Николай Иванович Пирогов творил чудеса хирургии и закладывал основы военно-полевой медицины. Сейчас Черноморскому филиалу уже десять лет, и этот юбилей через месяц будет отмечен в Севастополе конференцией университетов Причерноморья.

Скоро десятилетний юбилей будет отмечать и Казахстанский филиал, в котором сейчас учится более полутысячи студентов. Своими успехами филиал во многом обязан постоянной поддержке руководства страны и Нурсултана Абишевича лично.

Вниманием и поддержкой со стороны государственной власти и высшего руководства пользуются и другие филиалы Московского университета – в Ташкенте, Баку и Душанбе.

Разрешите с трибуны этого съезда поблагодарить Президента Казахстана и руководителей других стран Содружества за поддержку и помощь нашим филиалам.

Во всех филиалах преподавание ведётся профессорами и преподавателями МГУ, по учебным планам Московского университета, в тесном сотрудничестве с местными преподавательскими кадрами, с использованием новейших образовательных технологий, в частности, дистанционного образования. Так совместными усилиями учёных и педагогов России и их коллег из Украины, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана готовятся высококлассные специалисты для этих стран.

Говоря о результатах, которые приносит сотрудничество университетов евразийского региона, не могу не отметить, что потенциал совместных действий далеко не исчерпан. Мне кажется, что очень слабо реализуются возможности научного сотрудничества. А ведь это могло бы принести пользу не только заинтересованным и участвующим в таком сотрудничестве университетам, но и их странам.

Конечно, университеты многих стран Евразийского региона и их ректоры, принимающие участие в этом Съезде, связаны сотрудничеством в разных областях образования и науки.

От имени Московского университета, который по решению глав правительств стран СНГ является головным в области естественнонаучного образования, хотел бы предложить несколько новых тем и направлений совместных научных исследований.

Сегодня важнейшим научным приоритетом становятся нанотехнологии. Я думаю, что можно говорить о настоящем нанотехнологическом буме. Учёные Московского университета занимают лидирующие позиции в этой области как в научных исследованиях, так и в подготовке кадров. У нас создан научно-образовательный центр, в котором ведущие учёные читают лекции для студентов разных факультетов не только МГУ, но и других вузов. Проведено несколько интернет-олимпиад по нанотехнологиям, в которых участвуют студенты и школьники не только России, но и других государств. Запланировано строительство большого корпуса на новой территории университета для научно-образовательного центра по нанотехнологиям, где будут вестись работы по этой тематике. Уже сейчас успешно работает Центр коллективного пользования по нано- и биотехнологиям, где ведут исследования специалисты из разных стран. Там установлено новейшее научное оборудование, и мы приглашаем учёных из стран Содружества поработать на оборудовании этого центра.

Другая перспективная область совместных научных исследований и проектов – высокопроизводительные вычисления. Сегодня в Московском университете создан самый мощный в России супервычислитель с производительностью около 100 триллионов операций в секунду. На нём решаются сложнейшие вычислительные задачи, связанные с астрономическими и космофизическими исследованиями, изучением свойств наноструктур, созданием новых лекарств, моделированием геологических процессов и климатических изменений. В этом году в Московском университете будет создан новый супервычислитель производительностью 500 триллионов операций в секунду, что выводит МГУ на лидирующие позиции по супервычислениям в мире. Мы готовы предоставить мощности супервычислителей Московского университета нашим коллегам из университетов и научных центров стран Содружества.

Полем перспективных совместных работ могут стать и космические исследования. Вслед за спутником Московского университета «Татьяной», запущенной в год 250-летия университета, учёными МГУ готовится к запуску университетский спутник «Татьяна-2», спутники с участием университетов Индии, Мексики и Южной Кореи.

Ещё об одной области возможного сотрудничества. В Московском университете построен уникальный медицинский центр, который будет не только клинической базой, но и местом подготовки медиков высшей квалификации, а также проведения научных исследований. Кроме того, для координации всех исследований, связанных с изучением человека, недавно в МГУ создан Институт человека. Среди разнообразия тем, которыми будет заниматься Институт человека, упомяну такие перспективные направления, как постгеномные исследования и работы в области когнитивных наук. В целом можно сказать, что Институт будет заниматься комплексным, именно университетским исследованием всех научных проблем, связанных с человеком.


Я рассказал о некоторых возможностях Московского университета, но у каждого из присутствующих здесь ректоров, конечно, есть свои предложения. Уверен, у научного сотрудничества университетов на евразийском пространстве большое будущее. Жизнь требует совместной работы по самым разным направлениям.

Это особенно важно в современный период новейшей истории, проходящий под знаком глобализации, когда перед государствами мира стоят задачи, которые можно решать только сообща, в масштабах всего человечества. Это, прежде всего, активно обсуждаемые в последние годы проблемы сохранения окружающей среды и экологии, разумного использования мировых природных ресурсов, различных угроз и рисков, связанных с экономическим и социальным неравенством, борьбы с международным терроризмом.

Несколько месяцев назад первоочередной заботой мирового сообщества стал экономический кризис, проявление которого мы уже ощутили, и, по мнению экспертов, трудные времена ещё впереди.

В этих условиях, когда успешное и эффективное развитие всех стран зависит от согласованности действий в масштабах если не всего мира, то по меньшей мере региона, всё более важной становится роль международных организаций, решающих задачи сотрудничества в самых разных сферах – экономической, политической, образовательной, научной, культурной. Это непосредственно касается и Евразийской ассоциации университетов, которая в сегодняшней непростой ситуации призвана и может внести значительный вклад в систему образования в своих странах, способствуя тем самым их развитию.

Все признают, что образование – ключевой фактор экономического и социально-политического развития общества. В условиях кризиса эта роль существенно возрастает. Каждой стране нужны хорошо подготовленные кадры, способные обеспечить экономический рост на основе продуманной стратегии развития и инновационных технологий. Кроме того, система образования, при правильной политике в этой сфере, может стать важным фактором социальной стабильности.

Кризис есть своего рода момент истины, когда кардинально изменяются и обновляются экономические механизмы и управленческие решения. Кризис – это точка бифуркации, с которой начинается новый этап развития. Кризис может отбросить назад, но может и дать импульс для качественного рывка вперёд.

От нас, от нашей работы, от нашей солидарности зависит, куда пойдёт развитие, каким будет завтрашний день. Как говорит казахская пословица, «Ничто не дальше вчерашнего дня, ничто не ближе завтрашнего».

Кризис затронул все страны. Об этом говорил и Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев в своём выступлении на совместном заседании палат Парламента. Президент Казахстана предложил антикризисную программу, новый план дальнейшей модернизации страны, направленный на её обновление и процветание. Мы уверены, что народ Казахстана поддержит её и успешно реализует.

Находясь на гостеприимной казахстанской земле, хочу сказать несколько слов о сотрудничестве России и Казахстана в области образования. Подобное сотрудничество связывает многие университеты и других стран евразийского пространства.

Здесь присутствуют много ректоров российских университетов, которые могут рассказать о своих связях с казахскими вузами.

В Московском университете, включая его Казахстанский филиал, каждый год обучается, проходит стажировку и повышение квалификации почти 1100 человек – граждан Казахстана.

Кроме филиала МГУ в Астане, Московский университет тесно сотрудничает с Казахским национальным университетом имени Аль Фараби. И дни Московского университета, которые пройдут в Казахском национальном университете в связи с его 70-летием, убедительное тому свидетельство.

Интенсивно развивается сотрудничество с Казахским экономическим университетом, с Карагандинским государственным университетом, с Восточно-Казахстанским государственным университетом и другими высшими учебными заведениями Казахстана.

Московский университет готов оказывать всемерную помощь в развитии Интеллектуальных школ Первого Президента.

Придавая большое значение нашему сотрудничеству, мы предлагаем заключить широкое соглашение с Министерством образования и науки Казахстана, определив план совместных действий с учётом инновационной модели развития Казахстана, предложенной Президентом Назарбаевым.


^ Глубокоуважаемый Нурсултан Абишевич!

Московский университет всегда помнит о том, как в 1994 году в Актовом зале МГУ Вы, как прозорливый политик, высказали идею глобальной геополитической значимости – идею Евразийского союза. Прошедшие годы убедительно показали, насколько она плодотворна и эффективна.

В Книге почётных гостей Московского университета тогда Вы написали: «Пусть всегда будет крепка связь науки и образования Казахстана и России». Все эти годы наши университеты укрепляли эту связь. И хочу вас заверить, что будем делать это и впредь.

Благодарю за внимание.

Желаю нашему съезду успешной работы.


7697141535896532.html
7697176355181758.html
7697289888869686.html
7697398545322339.html
7697520350268655.html